ФЕРРОМАГНИТНЫЙ СОРБЕНТ И У СТРОЙСТВО ДЛЯ СБОРА НЕФТЕПРОДУКТОВ С ВОДНОЙ ПОВЕРХНОСТИ

Увидеть главную страницу

ФЕРРОМАГНИТНЫЙ  СОРБЕНТ  И  УСТРОЙСТВО  ДЛЯ  СБОРА НЕФТЕПРОДУКТОВ  С  ВОДНОЙ  ПОВЕРХНОСТИ

 

Ершов О. Л. 1, Жигалин Г.Я. 1, Блохин Д. Ю. 2, Иванов П. К. 2,

Филиппов В. И. 2, Махлин Р. С. 3, Мошечков Н. Г. 3

 

1.      ФГУП РФ Государственный научно-исследовательский институт химии и технологии элементоорганических соединений. Москва, 111123, Шоссе Энтузиастов, дом 38. Телефон: 8 – (095) – 273 – 49 – 53. Телефакс: 8 – (095) – 273 – 13 – 23.                                 E – mail: EOS@INKOTRADE.RU

2.      ООО НПЦ «МедБиоСпектр». Москва, 115478, Каширское шоссе, дом 24.                Телефон: 8 – (095) – 324 – 22 – 49. Телефакс: 8 – (095) – 323 – 53 – 33.

3.      ФГУП РФ Центральный научно-исследовательский институт точного машиностроения.  г. Климовск, 142080, ул. Заводская, дом 2.

 

В настоящее время технологические процессы, связанные с нефтедобычей, нефтеперера­бот­кой, транспортировкой и хранением нефти и нефтепродуктов, представляют собой источ­ник повышенной опасности для окружающей среды. Аварии на морских нефтяных платфор­мах, крушения нефтеналивных судов, повреждения подводных участков нефтепроводов яв­ляются основной причиной масштабного загрязнения поверхностей водоёмов и значитель­ных участ­ков береговой зоны. При этом наибольшую опасность для окружающей среды представляют тяжёлые, смолистые фракции нефти, обладающие значительной вязкостью и не поддающиеся выветриванию.

Для сбора и удаления нефтяных плёнок с поверхности воды широко используются порис­тые материалы, способные адсорбировать значительные количества жидкости. Основные требования к подобным материалам – высокая впитывающая способность и плавучесть в воде. Используемые сорбенты должны легко отделяться от очищаемой жидкости. Создание ферромагнитных сорбентов, способных на поверхности воды взаимодействовать с нефтяной плёнкой и образовывать суспензии по типу магнитных жидкостей позволяет решить про­блему эффективного сбора нефтепродуктов с достаточно больших водных поверхностей при минимальном расходе сорбента.

В этом направлении были проведены работы по созданию порошков, содержащих ферро­магнетик и продукты пиролиза углеводородов [1]. Порошки такого типа получают плазмо­химическим методом за счёт распыления ферромагнитного материала в плазменной дуге с одновременной подачей в зону распыления углеводородов. Испытания порошков показали их высокую связующую способность по отношению к нефтепродуктам. Введение сорбента в водную фазу под плёнку нефти с последующим образованием на поверхности воды магнито­реологической суспензии упрощает технологию распределения порошка на водной поверх­ности.

Несмотря на превосходные потребительские качества порошков такого типа, их практиче­ская реализация на сегодняшний день не состоялась, что связано с высокой энергозатратно­стью производственного процесса и, как следствие, их высокой себестоимостью.

В настоящем исследовании мы предприняли попытку создать высокоэффективный магни­тоуправляемый сорбент по технологии, обеспечивающей при низких затратах создание кон­курентоспособной продукции.

В качестве ферромагнитной фазы сорбента были выбраны высокодисперсные порошки оксидов металлов (преимущественно – железа), которые оседают на фильтрах тонкой очи­стки доменных газов металлургических предприятий. В настоящее время эти порошки не утилизируются и являются отходом производства (шламом).

Проведённые исследования показали, что порошки состоят из частиц и их агрегатов раз­мером до 100 мкм, и обладают ферромагнитными свойствами. Однако использовать их в ка­честве сорбентов для очистки поверхностей водоёмов от углеводородов не представляется возможным, поскольку поверхность частиц является гидрофильной, и они не обладают пла­вучестью.

На первой стадии модификации поверхности частиц использовались органосилоксаны общей формулы:

R’ – [CH 2] n – Si – ( OR ) 3,

 

где R представлено С n H 2 n + 1,  R ’ представлено С n H 2 n + 1,  – O С n H 2 n + 1,  NH 2 и так далее. 

Соединения такого типа химически взаимодействуют с гидрофильной поверхностью порош­ков и применяются в качестве аппретов при обработке поверхностей материалов.

На второй стадии, аппретированные магнитные порошки обрабатываются водной эмуль­сией силиконовой жидкости общей формулы:

 

R 1 – ( R Si – OR ) n – R 1

                                                                                

где R и R 1 представлено С n H  2  n  +  1,  – O С n H 2  n  +  1,  – С n H 2 n NH 2 и тому подобное.

Для магнитных порошков, содержащих окислы железа и никеля, были разработаны крем­нийорганические эмульсии на базе силиконовых олигомеров, выпускаемых в России и за ру­бежом.

 

Таблица 1. Физико-химические характеристики магнитоуправляемых сорбентов.

 

Размер частиц сорбента

Намагниченность  насыщения

Насыпной вес

10 ¸ 100 мкм

15 ¸ 80 еми / г

0,4 ¸ 0,95 г / см 3

 

Образцы испытаны в процессах очистки воды на демонстрационной установке, состоящей из резервуара, заполненного водой, вращающегося барабана, внутри которого расположены постоянные магниты, создающие на поверхности барабана неоднородное магнитное поле с напряжённостью 2000 ¸ 3000 Э, устройство для механического удаления собранной суспен­зии нефти и порошка, коллектора для сбора собранной смеси.

Частицы порошка, введённые в водную среду, вследствие своей гидрофобности, флоти­руют и равномерно распределяются в слое нефти. Микронный размер частиц используе­мого порошка обеспечивает большую удельную поверхность и, соответственно, высокую сорбционную ёмкость в отношении нефтепродуктов. Вращающийся барабан, на поверхности которого создаётся неоднородное магнитное поле, передвигается относительно поверхности суспензии нефти и порошка, контактируя с последней. На суспензию со стороны барабана действует магнитная сила, обеспечивающая фиксирование и перемещение смеси вместе с барабаном за счёт ферромагнитных свойств порошка и создаваемого магнитного поля. С противоположной стороны барабана собранная смесь механически удаляется и накаплива­ется в коллекторе.

 

Таблица 2. Результаты очистки водной поверхности образцами сорбента.

 

Тип нефтепродукта

Связывающая способность нефтепродукта

/ г)

Способ введения

Фазовое состояние нефтепродукта

Эффективность очистки, (%)

Дизельное топливо

1 / 50

В водную среду распылением

Поверхностная плёнка или эмульсия вода/ масло для всех типов нефтяных продуктов

90

Моторное

масло

1 / 70

95

Сырая

нефть

1 / 70

98

 

 

 

Эффективность очистки определяли по разности массы внесённых и собранных загрязне­ний. Результаты очистки представлены в таблице 2.

 

 

Рисунок 1. Устройство для сбора нефти с водной поверхности.

 

На базе лабораторных исследований разработана принципиальная схема устройства для сбора нефти с водной поверхности в реальных условиях (рисунок 1).

Устройство монтируется на плавающей платформе (позиция 8) типа «катамаран» (сцеп­лённые между собой два параллельно расположенных судна). Основной элемент – магнит­ный барабан (позиция 1) с длиной рабочей поверхности 1000 мм – касается поверхности раз­дела фаз вода-нефть и вращается со скоростью 0,1 – 0,3 оборотов в секунду. Скорость дви­жения платформы по водной поверхности не более 5 км / час.

На нефтяную плёнку перед носовой частью платформы распыляется гидрофобный маг­нитный порошок по всей ширине рабочей части барабана. Подача порошка осуществляется непрерывно из бункера (позиция 8) секторным питателем (позиция 7). При контакте магнит­ного сорбента с нефтью образуется магнитореологическая суспензия. Эта суспензия извлека­ется из водной фазы на поверхность барабана, вращающегося в неоднородном магнитном поле (позиция 1), движется вверх в немагнитную зону, где отделяется от поверхности бара­бана механическим скребком (позиция 2). Суспензия собирается в приёмную ёмкость (пози­ция 3) и периодически перекачивается грязевым насосом (позиция 4) в сборник (позиция 5).

Таким образом, в проведённой работе:

1.      Разработан способ получения магнитоуправляемого сорбента для сбора нефтепродуктов с водных поверхностей.

2.      Предлагается в качестве основы сорбента использовать неутилизируемые отходы металлургических производств.

3.      Разработаны составы на базе силиконов для обработки магнитных порошков с целью обеспечения водооталкивающих и флотационных свойств сорбента.

4.      Предложено устройство для сбора нефтепродуктов с поверхности водоёмов.

 

Библиографический  список:

 

Ершов О. Л. , Жигалин Г.Я. , Блохин Д. Ю. , Иванов П. К. , Филиппов В. И. , Махлин Р. С. , Мошечков Н. Г. Порошкообразный сорбент для нефти, масел и других углеводородов. Патент Российской Федерации № 2088534 от 04.11.1995 г.

ПРИМЕНЕНИЕ  КОММЕРЧЕСКИХ  МАГНИТОУПРАВЛЯЕМЫХ  КОМПОЗИЦИЙ

 

Данилов В. Д. 1, Волобуев Н. К. 1, Глухоедов Н. П. 2, Ершов О. Л. 2, Жигалин Г. Я. 2,

Степанов Г. В. 2, Кирсанов Б. В. 3, Сулоева Л. В. 3, Матусевич Н. П. 3, Гульдина Н. В. 4

 

1.      Институт Машиноведения имени А. А. Благонравова РАН.

2.      Государственный научно-исследовательский институт химии и технологии элементоорганических соединений.

3.      НИИ физико-химических проблем Белорусского Государственного Университета.

4.      Институт органической химии РАН.

 

В результате научных и практических исследований коллективом авторов созданы ком­мерческие магнитоуправляемые композиции (МУК), физические и функциональные свой­ства которых целенаправленно регулируются при воздействии на них магнитных полей.

В зависимости от степени дисперсности используемой магнитной фазы и организации фи­зико-химической структуры, обратим внимание на следующие типы синтезируемых МУК:

1.      Магнитореологические суспензии (МРС), при синтезе которых в качестве дисперсной среды используют магнитную фазу с размером частиц до нескольких микрон;

2.      Магнитные жидкости (МЖ), синтезируемые с использованием жидкостей-носителей и ультрадисперсной магнитной фазы с размером частиц в несколько нанометров.

 

1. Коммерческие  магнитоуправляемые  композиции.

 

Указанные магнитоуправляемые композиции были синтезированы на кремнийорганиче­ских, фторооргнанических и углеводородных основах по специальной технологии. Стабиль­ность магнитоуправляемых композиций, например, на кремнийорганических основах, обес­печивается предварительной обработкой дисперсной фазы по специальной технологии оли­гомерными кремнийорганическими поверхностно-активными веществами с последующим компаудированием полученной системы различными добавками на базе кремнийорганиче­ских соединений, стабилизирующих структурные, термические и другие характеристики.

Магнитные и реологические свойства коммерческих МРС: плотность 2,1 – 4,1 г / см 3 ; вязкость 0,3 – 3,6 . 10 4 Па . с при скорости сдвига 50 – 1200 с – 1; напряжение сдвига до 84 кПа . с; намагниченность насыщения от 270 до 796 кА / м; диапазон рабочих температур от   – 40 до + 180°С.

На основе этого типа магнитоуправляемых композиций в качестве рабочей среды созданы эффективные технологии нового поколения, разработаны принципиальные новые конструк­тивные решения механизмов, узлов и технических систем, реализованных в различных об­ластях деятельности человека. Режим течения МРС под давлением реализован в демпферах, амортизаторах, сервоклапанах, виброопорах и так далее. Примеры механизмов с режимом сдвига МРС: тормоза, муфты различного назначения, автомобильные муфты сцепления, при­вода вентилятора, компрессора и так далее.

В последние несколько лет значителен интерес к созданию исполнительного демпфера с непрерывным и динамическим изменением показателей демпфирования и жёсткости на основе магнитореологической суспензии. В таблице 1 представлены коэффициенты демпфирования Ka различных МРС. Изменение коэффициента демпфирования обеспечива­ется путём подачи тока на электромагнитную катушку, расположенную в поршне.  

 

Таблица 1. Значения КД [ Н/см] при скорости V = 0,2  м / c.

 

Сила тока I, A

МРС – 7

МРС – 13

МРС – 28

0

450

235

97

1

1775

2000

1710

2

3060

2800

2370

3

3560

3075

2780

По результатам этих исследований разработан управляемый магнитореологический аморти­затор (УМРА) применительно к требованиям, предъявляемым к среднему легковому автомо­билю. К числу этих требований относятся:

1.      Кратность (глубина) регулирования при демпфировании приведённой массы 30 кг . с /см должна соответствовать коэффициентам демпфирования К Д МИН  = 20 ± 1 кг . с / см при токе управления IУ = 0 А; К Д МАКС = 500 ± 20 кг . с /см при токе управления IУ МАКС = 5 А;

2.      Питание от борта U = 12 ± 0,5 В;

3.      Диапазон рабочих температур – 40°С … + 70°С;

4.      Предпочтительная линейная зависимость силы демпфирования PP = j (V) в диапазоне скоростей – 1 м / с < V < 1 м / с в тактах сжатия и отбоя;

5.      Аналогичное требование по управляемой зависимости КД = j (IУ);

6.      Быстродействие не хуже 10 миллисекунд.

Однако, создание активной подвески на базе управляемого магнитореологического амор­тизатора (УМРА) помимо создания самого УМРА как исполнительного элемента подвески включает ряд направлений:

1.      Создание магнитореологической суспензии, используемой в качестве рабочего тела в УМРА;

2.      Разработка системы съёма и обработки первичной информации;

3.      Разработка алгоритмического обеспечения системы управления;

4.      Схематическая и приборная реализация блока управления.

Магнитореологическая суспензия при воздействии на неё магнитных полей изменяет свои свойства таким образом, что представляется возможность непрерывно изменять усилие F по ходу (скорости) штока (предрессорной массы).

Наиболее существенными преимуществами этих устройств являются: простота управле­ния, быстродействие и лёгкая сопрягаемость с электронными системами управления, обеспе­чивающими непрерывную (в отличие от известных систем управления) оптимизацию дина­мических характеристик автомобиля. Уровень демпфирующего воздействия, быстродействие и простота конструкции выгодно отличают УМПА от известных в мировой практике уст­ройств. Они позволяют существенно улучшить показатели эффективности работы подвески современных и перспективных автомобилей:

1.      Уменьшение длительности переходных процессов (на 50 – 70 %);

2.      Снижение амплитуд колебания кузова (до 30 %);

3.      Уменьшение величины ускорений центра масс автомобиля (до 40 %);

4.      Снижение вероятности «пробоя» подвески, то есть ударов об ограничители хода колеса;

5.      Снижение вероятности «отрыва» колеса от грунта.

Таким образом, создание УМРА как принципиально нового механизма управления быст­родействующего исполнительного механизма управления подвеской легкового автомобиля позволит, при использовании непрерывной замкнутой системы управления, резко улучшить его потребительские свойства, в частности:

1.      Обеспечить устойчивость и повышенную безопасность движения на трассах различных типов;

2.      Получить более высокие (по сравнению с существующими) показатели эффективности работы подвески для легковых автомобилей различных классов;

3.      Обеспечить эффективность подвески не только в штатных, но и в критических условиях работы, которые не рассчитаны применяющиеся в настоящее время системы.

 

2. Коммерческие  магнитные жидкости.

 

Указанные магнитные материалы были синтезированы на кремнийорганических, углево­дородных и фтороорганических основах по специальным технологиям. Их основные физиче­ские свойства: плотность 1,1 – 2,1 г / см 3 ; намагниченность насыщения 19,7 – 40,4   кА / м; начальная магнитная восприимчивость 1,1 – 3,25; вязкость 0,01 – 10 Па . с.

На основе этого типа МЖ рассмотрены теоретические и практические аспекты построения магнитожидкостных гасителей колебаний (МЖГК). Интерес к такого рода устройствам обу­словлен возможностью управления жесткостными и демпфирующими характеристиками, получением линейного и нелинейного законов, их изменения и, в конечном счёте, возможно­стью достижения требуемых амплитудно-частотных и фазо-частотных характеристик. 

Для МЖГК левитирующего типа жёсткостные характеристики определяются силами маг­нитной левитации. Они принимаются равными силами, действующими на магнитную жид­кость FM = mOMÑHdV, где M и H, соответственно,  намагниченность магнитной жидкости и напряжённость магнитного поля.

Как показали проведённые исследования, эффективными являются магнитные системы, набранные из постоянных магнитов призматической и цилиндрической формы с вектором намагниченности, периодически изменяющим направление. Конфигурация магнитных полей изучалась на основании уравнения магнитостатики Ñ B = 0, Ñ x H = 0 с граничными усло­виями: равенство нормальных составляющих магнитной индукции и тангенциальных со­ставляющих напряжённости магнитного поля. Рассмотрены магнитные системы, замкнутые по магнитной жидкости, и замкнутые по магнитопроводу с одной стороны и по магнитной жидкости с другой стороны. В сравнении с симметричными магнитными полями для асим­метричных полей характерна более высокая напряжённость поля. Её изменения в перпенди­кулярном к поверхности направлении описываются уравнением H = HOexp (– aX), где HOсредняя напряжённость на поверхности магнитной системы.

Для нахождения демпфирующих характеристик привлекается магнитогидродинамическая теория течения магнитной жидкости поверхностью МЖГК. При этом рассматривается тече­ние жидкости, когда магнитная система (элемент-магнит) приближается к ограничивающей поверхности с некоторой скоростью. Совместное решение магнитогидродинамического уравнения и уравнения энергетического баланса даёт возможность установить скорости те­чения, магнитогидродинамические силы и их работу при уменьшении зазора, работу демп­фирующих усилий и величину последних, а, следовательно, коэффициентов демпфирования.

В ходе оптимизации параметров магнитной системы и магнитной жидкости обеспечива­ются требуемые для МЖГК жесткостные, демпфирующие и частотные параметры.

Приведём некоторые результаты теоретико-практических работ построения МЖГК коль­цевого типа. Магнитная система набрана из плоских призматических постоянных магнитов. Внешний радиус впадины МЖГК, где размещено кольцевое рабочее тело, равен  72 . 10 – 3 м. Параметры магнитной системы оптимизируются в ходе совместного решения уравнений магнитостатики, магнитогидродинамического течения среды и энергетического баланса с целью достижения частоты собственных колебаний рабочего тела, коэффициентов жёстко­сти и демпфирования, равных соответственно 89 Гц, 63 кН/м и (10 – 60) Н . с / м.

Для этой задачи эффективной является магнитная система, набранная из шести блоков по­стоянных магнитов. Каждый блок состоит из четырёх магнитов с размерами 17 х 9 х 3 и двух магнитов с размерами 17 х 4 х 3 см. С одной стороны магнитная система замкнута через маг­нитопровод, с другой – через магнитную жидкость. При этом вектор намагниченности ме­няет направление через 180°. Напряжённость магнитного поля подчиняется экспоненциаль­ной зависимости с a = 0,17 . 10 – 3 и HO = 272 кА/м. Намагниченность насыщения магнитной жидкости составила 39 кА / м, а магнитная восприимчивость m = 2,1.