МОДЕРНИЗАЦИЯ КВАЗИАНАЛОГОВОГО ТАХОМЕТРА
По жизни с паяльником. Сайт для радиолюбителей.
     

О САЙТЕ | | НОВОСТИ САЙТА | ПРОЕКТЫ |ССЫЛКИ  

ОСНОВНЫЕ
РАЗДЕЛЫ:

 
Электронные устройства для автомобилей. АВТОМОБИЛЬНАЯ ЭЛЕКТРОНИКА
Телевизионный прием: усилители, антенны... ТЕЛЕВИЗИОННЫЙ ПРИЕМ
Светодинамические устройства СВЕТОДИНАМИЧЕСКИЕ УСТРОЙСТВА
Различные системы и устройства связи. СРЕДСТВА
СВЯЗИ
схемы приборов и устройств для контроля и наблюдения за состоянием здоровья, для людей с потерей слуха и зрения. ЭЛЕКТРОНИКА И ЗДОРОВЬЕ
Электротехника дома и на работе ЭЛЕКТРОТЕХНИКА ДОМА И НА РАБОТЕ
Различные источники питания... ИСТОЧНИКИ
ПИТАНИЯ
За гранью общепринятых понятий... ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ ЭЛЕКТРОТЕХНИКА
Измерения и измерительные приборы ИЗМЕРИТЕЛЬНЫЕ ПРИБОРЫ
Технология, монтаж, узлы различных устройств КОНСТРУИРОВАНИЕ И РАДИОЛЮБИТЕЛЬСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ
Автоматика, телемеханика, цифровая техника АВТОМАТИКА, ТЕЛЕМЕХАНИКА, ЦИФРОВАЯ ТЕХНИКА




 
 

МОДЕРНИЗАЦИЯ КВАЗИАНАЛОГОВОГО ТАХОМЕТРА

Прибор, описанный в статье В. Чуднова “Квазианалоговый тахометр” (“Радио”, 1992, № 8, с.25. 26), на мой взгляд, следует считать удачной в целом попыткой создания полезного для автолюбителей бортового указателя. Вместе с тем очевидно, что дискретность индикации частоты вращения, равная 400 об/мин, позволяет составить лишь общее представление о динамике работы двигателя. Такая дискретность менее всего соответствует режиму малых и средних оборотов коленчатого вала двигателя, когда особенно важно знать истинное значение параметра для налаживания экономайзера, регулятора опережения зажигания и пр. Потому было бы желательно уменьшить дискретность шкалы, скажем до 50 об/мин, без существенного схемного усложнения устройства.
Для этого я предлагаю весь интервал измерения разбить на несколько “растянутых” участков. Один из возможных схемных вариантов реализации такой идеи представлен ниже. Основное его отличие от прототипа состоит в добавлении узда подсчета числа переносов информации со счетчика DD3 в регистр хранения DD4 (см.схему). Узел составлен из сдвигового регистра DD6 и еще одного регистра хранения DD7 с индикаторами HL17— НL20. Тумблер SA1 служит для выбора шкалы прибора - “Обзорной” или “Растянутой”. Для синхронизации работы узлов устройства потребовалось сформировать еще одну последовательность импульсов. Дополнительный формирователь образуют цепь С4R6 и инверторы DD1.5 и DD1.6.

Принципиальная схема тахометра

Длительность импульсов низкого уровня на выходе задающего генератора (DD1.1 и DD1.2) для обзорного режима устанавливают равной 60 мс вместо 75 мс резистором R2 и выбором времязадающих элементов С1R1. Дискретность индикации будет равна 500 об/мин, а работа устройства — полностью соответствовать описанию прототипа. Правда, верхний предел измерения частоты вращения увеличится до 8000 об/мин, т. е. период следования импульсов с датчика искрообразования будет меньше 4 мс, поэтому длительность выходных импульсов одновибратора DD2 в обзорном режиме установлена равным 3 мс (выбором элементов R12С6).
Длительность импульсов высокого уровня на выходе А задающего генератора может быть произвольной (в рассматриваемом случае около 1 мс), но необходимо соблюдение условия: суммарная длительность импульсов высокого уровня на выходе инверторов DD1.4 и DD1.6 (об этом еще будет сказано) должна быть меньше.
При переходе на растянутую шкалу емкость времязадающего конденсатора в генераторе увеличивается в 10 раз — контактная группа SA1.1 вместо конденсатора С1 подключает С2. Таким образом, длительность выходных импульсов низкого уровня, а именно они определяют время измерения, будет теперь равно 600 мс, дискретность индикации уменьшится до 50 об/мин.
Счетчик DD3 будет переполняться при частоте вращения коленчатого вала около 800 об/мин и формировать сигнал переноса в виде минусового перепада напряжения на выходе 8. Поскольку этот выход соединен со входом С1 сдвигового регистра DD6, при низком уровне на входе EL регистра в нем произойдет сдвиг информации так, что в младшем разряде установится уровень, действующий на входе D0 — в нашем случае низкий, что удобно для последующей индикации.
Таким образом, сдвиговый регистр способен запомнить четыре переноса со счетчика, и на его выходах последовательно установится низкий уровень. Если переполнений счетчика было, например, всего два, то на выходах 1 и 2 будет низкий уровень, а на остальных двух — высокий, так как предварительно в сдвиговый регистр записаны единицы.
Когда на выходе А генератора низкий уровень сменится высоким, будет запрещен (по входу EL) сдвиг информации в регистре DD6. По этому же плюсовому перепаду на выходе генератора инвертор DD1.4 сформирует импульс Б высокого уровня длительностью, определяемой элементами С3, R5. С небольшой задержкой на выходе инвертора DD1.6 будет сформирован импульс В, длительность которого определена элементами С4, R6.
По высокому уровню импульса Б происходит перезапись информации со сдвигового регистра в запоминающий регистр DD7 и со счетчика в запоминающий регистр DD4. Плюсовой перепад импульса В переключает счетчик DD3 в нулевое состояние, а последующий минусовой устанавливает высокий уровень на выходах сдвигового регистра DD6, так как на его входы D1 - D4 подан сигнал 1. Прибор готов для измерения очередного значения частоты вращения.
Светодиоды HL1 — HL16 отражают состояние счетчика DD3, зафиксированное в регистре DD4, а HL17—HL20 — число переполнений счетчика (число переносов), т. е. указывают на участок измерительного интервала, соответствующий текущему значению частоты. Таким образом, если ни один из светодиодов HL7— HL20 не светит, то измерение происходило на первом участке — до 799 об/мин; если светит только HL17 — на втором участке — 800...1599 об/мин; HL17 и HL18 1600...2399 об/мин. Свечение всех четырех светодиодов соответствует участку 3200... 3999 об/мин.
Оказывается “растянутым” самый интересный интервал частоты вращения коленчатого вала двигателя. Остальное можно просмотреть и на “Обзорной” шкале.
Следует обратить внимание на формирование запускающих импульсов из импульсов, поступающих с прерывателя. Дело в том, что одновибратор DD2 устраняет последствия “дребезга” контактов прерывателя только при их размыкании.
У механического прерывателя “дребезг” возникает и при замыкании контактов. Поэтому необходимо дополнительно формировать запускающий импульс интегрирующей цепью R7VD3С5 и инвертором на транзисторе VT1. Для более надежного подавления “дребезга” контактов на “Растянутой” шкале длительностью задержанного импульса с выхода одновибратора DD2 желательно увеличить до 60 мс подключением дополнительного конденсатора С7 секцией SA1.2 переключателя, так как измеряемая частота вращения коленчатого вала двигателя в этом режиме не превышает 4000 об/мин.

А.МАСЛОВ
Радио, 9/93 г.