|
Предлагаемое
устройство предназначено для
подачи прерывистого звукового
и светового сигнала водителю
при трогании автомобиля с
включенным ручным тормозом.
Схема его подключения показана
на примере автомобиля
“Москвич-2140”, но может быть
выполнена на других моделях
автомашин.
Сигнализатор ручного
тормоза
Оповещение
водителя о нарушении
герметичности гидросистемы
тормозных механизмов колес и
включении ручного тормоза
автомобиля “Москвич-2140”
производится с помощью одной
сигнальной лампы,
установленной на панели
приборов. При включении
ручного тормоза лампа
загорается постоянным светом,
что не всегда привлекает
внимание водителя в отличие от
мигающего, и зачастую даже
опытные водители забывают
выключить ручной тормоз при
трогании и движении
автомобиля. Это вызывает
повышенный износ тормозных
накладок, дополнительную
нагрузку на двигатель и
нарушение регулировки системы
привода ручного тормоза.
Устройство, схема которого
показана на рисунке, состоит из
звукового генератора,
собранного на транзисторах VT1,
VT2, мультивибратора на
транзисторах VT3, VT4 (обмотка
реле К.1 включена в цепь
коллектора VT3); дополнительного
выключателя SB2 и штатных
элементов
электрооборудования—ключа
зажигания SA1, датчика SP
герметичности гидропривода
тормозов, выключателя SB1
сигнальной лампы ручного
тормоза и сигнальной лампы HL.
Выключатель SB2 установлен под
педалью сцепления по аналогии
с выключателем стоп-сигнала
педали ножного тормоза. При
нажатии на педаль сцепления
контакты выключателя SB2
замыкаются, при отпускании —
размыкаются.
- Работает
устройство следующим
образом. При включенном
замке зажигания SA1
напряжение питания +12 В
подается на лампу HL и
клемму 5 устройства.
Замыканием контактов
выключателя SB1 (ручной
тормоз включен)
мультивибратор и
сигнальная лампа
подключаются к
отрицательной шине
питания по цепи: минус 12 В,
замкнутые контакты
выключателя SB1, клемма 4
устройства, нормально
замкнутые контакты К1.1,
выключатель SB2 и через диод
VD1 на лампу HL.
Мультивибратор начинает
работать.
- Включаясь с
частотой 1...2 Гц, реле К1
своим нормально замкнутым
контактом К1.1 коммутирует
цепь питания лампы, а при
замкнутых контактах
выключателя SB2 (педаль
сцепления нажата) — и цепь
питания звукового
генератора.
- Лампа и
генератор “выдают”
прерывистый световой и
звуковой сигнал
соответственно. При
размыкании контактов
выключателя SB1 (ручной
тормоз выключен) лампа и
мультивибратор
обесточиваются.
- При
срабатывании выключателя
SP (нарушена герметичность
гидропривода) сигнальная
лампа будет излучать
постоянный свет как и
обычно при данной
неисправности. Индикация
же включенного состояния
ручного тормоза при
нажатой педали сцепления
будет прежней —
прерывистый звуковой
сигнал. Это достигается
разделением цепи
выключателя SP и
отрицательной шины
питания устройства
встречно включенным
диодом VD1, т. е. минус 12 В
может подводиться к
устройству только через
клемму 4 и замыкание
контактов выключателя SP не
влияет на работу
устройства.
В табл. 1
показаны состояния
индикаторов при действиях
водителя ручным тормозом
(переключатель SB1) и педалью
сцепления (переключатель SB2)
при трогании и движении
автомобиля с нормальной и
нарушенной герметичностью
гидропривода тормозов.
Устройство подключается
клеммами 1, 2 к выключателю SB2
педали сцепления, клеммой 3 — к
освободившемуся от проводника
(а) контакту выключателя SP (см.
рис. 2). Отключенный проводник
(а) выключателя SB1
подсоединяется к клемме 4,
клемма 5 — к шине питания +12 В.
Таблица
1
|
|