ЭЛЕКТРОННЫЙ СИГНАЛИЗАТОР ЗАРЯДКИ АККУМУЛЯТОРНОЙ БАТАРЕИ
По жизни с паяльником. Сайт для радиолюбителей.
     

О САЙТЕ | | НОВОСТИ САЙТА | ПРОЕКТЫ |ССЫЛКИ  

ОСНОВНЫЕ
РАЗДЕЛЫ:

 
Электронные устройства для автомобилей. АВТОМОБИЛЬНАЯ ЭЛЕКТРОНИКА
Телевизионный прием: усилители, антенны... ТЕЛЕВИЗИОННЫЙ ПРИЕМ
Светодинамические устройства СВЕТОДИНАМИЧЕСКИЕ УСТРОЙСТВА
Различные системы и устройства связи. СРЕДСТВА
СВЯЗИ
схемы приборов и устройств для контроля и наблюдения за состоянием здоровья, для людей с потерей слуха и зрения. ЭЛЕКТРОНИКА И ЗДОРОВЬЕ
Электротехника дома и на работе ЭЛЕКТРОТЕХНИКА ДОМА И НА РАБОТЕ
Различные источники питания... ИСТОЧНИКИ
ПИТАНИЯ
За гранью общепринятых понятий... ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ ЭЛЕКТРОТЕХНИКА
Измерения и измерительные приборы ИЗМЕРИТЕЛЬНЫЕ ПРИБОРЫ
Технология, монтаж, узлы различных устройств КОНСТРУИРОВАНИЕ И РАДИОЛЮБИТЕЛЬСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ
Автоматика, телемеханика, цифровая техника АВТОМАТИКА, ТЕЛЕМЕХАНИКА, ЦИФРОВАЯ ТЕХНИКА




 
 

ЭЛЕКТРОННЫЙ СИГНАЛИЗАТОР ЗАРЯДКИ АККУМУЛЯТОРНОЙ БАТАРЕИ

Чтобы продлить срок эксплуатации автомобильной аккумуляторной батареи, необходим эффективный контроль за режимом ее зарядки. Описываемое устройство сигнализирует водителю, когда напряжение на аккумуляторной батарее повышено и когда оно понижено, а генератор не работает. В случае повышенного потребления тока в бортовой сети при малой частоте вращения ротора генератора сигнализатор не срабатывает.
При разработке устройства ставилась цель разместить его в корпусе имеющегося в автомобиле сигнального реле РС702, что обусловило особенности конструкции сигнализатора и типы примененных транзисторов.

Принципиальная схема электронного сигнализатора вместе с цепями связи его с элементами бортовой сети приведена на рис. 1.

Принципиальная схема электронного сигнализатора

На транзисторах VT2, VT3 выполнен триггер Шмитта, на VT1 — узел запрета его срабатывания. В коллекторную цепь транзистора VT3 включена индикаторная лампа HL1, размещенная на приборном щитке. В горячем состоянии нить накала имеет сопротивление около 50 Ом. Сопротивление холодной нити в 7...10 раз ниже. В связи с этим транзистор VT3 должен выдерживать бросок тока в коллекторной цепи до 2,5 А. Этому требованию удовлетворяет транзистор КТ814.

Аналогичные транзисторы используются и в качестве VT1 и VT2. Но здесь причиной их выбора послужило стремление получить малые геометрические размеры устройства — три транзистора устанавливают один под другим и закрепляют общим винтом с гайкой.

Напряжение бортовой сети за вычетом напряжения на стабилитроне VD2 через делитель R5R6 подается на базу транзистора VT2. Если оно выше 13,5 В, триггер Шмитта переключается в состояние, при котором выходной транзистор VT3 закрыт и лампа HL1 не горит.

База транзистора VT2 через стабилитрон VD1 и делитель R1R2 соединена также со средней точкой обмотки генератора. При исправном генераторе в ней относительно его плюсового вывода создается пульсирующее напряжение с амплитудой, равной половине генерируемого напряжения. Поэтому, если даже из-за большой токовой нагрузки в бортовой сети напряжение упадет ниже 13,5 В, ток с делителя R1R2 поступает в базу транзистора VT2 и не разрешает горение лампы. Чтобы исключить запрещение на включение сигнализации, когда отсутствует ток в обмотке возбуждения генератора, используется цепь, состоящая из делителя R1R2 и стабилитрона VD1. Она предотвращает попадание тока утечки через выпрямительные диоды генератора (в худшем случае до 10 мА) в базу транзистора VT2.

Напряжение бортовой сети за вычетом напряжения на стабилитроне VD2 через делитель R3R4 подается также на базу транзистора VT1, участок коллектор — эмиттер которого шунтирует базовую цепь транзистора VT2. При напряжении сети выше 15 В транзистор VT1 переходит в режим насыщения. При этом триггер Шмитта переключается в состояние, при котором транзистор VT3 открыт и, следовательно, зажигается лампа HL1.

Таким образом, лампа красного света на приборном щитке загорается, когда отсутствует ток зарядки и напряжение сети ниже 13,5 В, а также когда оно выше 15 В.

При использовании в автомобиле электронного регулятора напряжения, не имеющего отдельного провода к клемме аккумуляторной батареи, из-за падения напряжения (около 0,1...0,2 В) в цепи до входной клеммы регулятора (чаще всего в режиме холостого хода) при выключенных потребителях тока наблюдается кратковременное периодическое пропадание зарядного тока от генератора. Длительность и период такого эффекта обусловлены временем спадания напряжения на аккумуляторной батарее на 0,1...0,2 В и временем повышения его на то же значение и составляют, в зависимости от состояния аккумуляторной батареи, около 0,3...0,6 с и 1...3 с соответственно. При этом с таким же тактом срабатывает сигнальное реле РС702, зажигая лампу. Такой эффект нежелателен. Описываемый электронный сигнализатор исключает его, так как при кратковременных пропаданиях зарядного тока напряжение в бортовой сети не достигает нижнего порога 13,5 В.

Электронный сигнализатор выполнен на базе имеющегося в автомобиле сигнального реле РС702. Само реле с гетинаксовой платы удалено (после ликвидации заклепки). Кроме того, удалены заклепка с контактного лепестка “87” и Г-образная стойка у его основания.

Элементы сигнализатора монтируют на печатной плате (рис, 2) из фольгированного стеклотекстолита толщиной 1,5...2 мм. Транзисторы VT1 —VT3 размещены по оси центрального отверстия платы: VT3 со стороны печатного монтажа коллекторной пластиной от платы, a VT2, VT1 (в указанном порядке) —с противоположной стороны платы коллекторными пластинами в сторону платы. Перед пайкой все три транзистора нужно стянуть винтом МЗ с гайкой. Их выводы соединяют деточками платы облуженными медными проводниками, впаянными в нужные отверстия платы. Резисторы R3 и R5 припаивают не к токопроводящим дорожкам, а к штырям из провода. Это облегчит их замену при налаживании устройства. Элементы VD1 и VD2 устанавливают вертикально жестким выводом к плате. Так же вертикально расположен конденсатор С1, помещенный в хлорвиниловую трубку по диаметру конденсатора.

Печатная плата

В сигнализаторе следует применять резисторы (кроме R8) — ОМЛТ (МЛТ) с номиналами и мощностью рассеивания, указанными на схеме. Допуск по номиналам ±10 %. Резистор R8 изготавливают из высокоомного провода, намотанного (1—2 витка) на резистор МЛТ-0,5. Конденсатор С1 — К50-12. Транзисторы VT1— VT3—любые из серии КТ814 или КТ816. Элемент VD1 —стабилитрон Д814 с любым буквенным индексом, VD2—Д814Б или Д814В.

После окончания монтажа печатной платы электронный сигнализатор собирают в такой последовательности:

  • снимают гайку и винт, стягивающие транзисторы;
  • в сквозные отверстия транзисторов VT1, VT2 помещают хлорвиниловую трубку диаметром 3 мм;
  • в освободившуюся от реле РС702 плату вставляют лепестки (выводы) “30/51” (в центре) и “87”; последний закрепляют винтом МЗ (головкой со стороны вывода) с гайкой высотой 3 мм;
  • винт М2,7 длиной 15...20 мм пропускают через отверстие в плате от реле РС702 (со стороны вывода “30/51”), затем насаживают на концы винтов смонтированную плату с транзисторами;
  • обеспечивают контакт вывода “30/51” с коллекторной пластиной транзистора VT3 (путем ее плотного прилегания к плоской части вывода);
  • проверяют наличие соединения вывода “87” с печатной платой через гайку с винтом;
  • короткие штырьки выводов “85” и “86” подгибают так, чтобы они вошли в предназначенные для них отверстия на печатной плате;
  • с помощью гаек М2,7 и МЗ с шайбами скрепляют обе платы;
  • припаивают штырьки выводов “85” и “86” к токопроводящим дорожкам.

При налаживании сигнализатора требуются блок питания с регулируемым напряжением от 12 до 16 В и лампа мощностью 3 Вт на 12 В. Сначала при отключенном резисторе R5 подбирают резистор R3. Необходимо добиться, чтобы при увеличении напряжения лампа загоралась в момент достижения 14,5...15 В. Затем подбирают резистор R5 так, чтобы лампа зажигалась, когда напряжение снижается до 13,2...13,5 В.
Налаженный сигнализатор устанавливают на место реле РС702, при этом вывод “86” соединяют с “массой” автомобиля коротким проводом под винт крепления самого сигнализатора. К остальным выводам подключают провода электрооборудования, как это предусмотрено штатной схемой автомобиля с реле РС702, т. е. к выводу “85” — провод от средней точки генератора (желтый), к “30/51”—провод от лампы индикации (черный), к “87”—провод “±12 В” (оранжевый).

Испытания сигнализатора показали следующий результат. При коротком замыкании регулятора свечение лампы наблюдается при повышении частоты вращения генератора и зависит от нее. При изъятии предохранителя в цепи регулятора лампа загорается примерно через минуту независимо от частоты вращения. Этой информации достаточно, чтобы установить причину и вид неисправности системы генератор — регулятор напряжения.

При включении зажигания через час и более после остановки двигателя индикация работает, как и с релейным сигнализатором. Если же оно включается через незначительное время (менее 5 мин), лампа—сигнализатор зарядки не зажигается, но при пуске двигателя стартером вспыхивает и гаснет, свидетельствуя об исправности сигнализатора.

Установка описанного регулятора вместо штатного РС702 в автомобилях “Жигули” (ВАЗ-2101, ВАЗ-2102, ВАЗ-2103, ВАЗ-2106 и др.) позволит однозначно предупредить водителя о всех отклонениях в режиме работы аккумуляторной батареи и сохранить ее от губительной перезарядки.

А. Коробков
В помощь радиолюбителю, выпуск 99.