РЕМОНТ ГЕНЕРАТОРНЫХ УСТАНОВОК
По жизни с паяльником. Сайт для радиолюбителей.
     

О САЙТЕ | | НОВОСТИ САЙТА | ПРОЕКТЫ |ССЫЛКИ  

ОСНОВНЫЕ
РАЗДЕЛЫ:

 
Электронные устройства для автомобилей. АВТОМОБИЛЬНАЯ ЭЛЕКТРОНИКА
Телевизионный прием: усилители, антенны... ТЕЛЕВИЗИОННЫЙ ПРИЕМ
Светодинамические устройства СВЕТОДИНАМИЧЕСКИЕ УСТРОЙСТВА
Различные системы и устройства связи. СРЕДСТВА
СВЯЗИ
схемы приборов и устройств для контроля и наблюдения за состоянием здоровья, для людей с потерей слуха и зрения. ЭЛЕКТРОНИКА И ЗДОРОВЬЕ
Электротехника дома и на работе ЭЛЕКТРОТЕХНИКА ДОМА И НА РАБОТЕ
Различные источники питания... ИСТОЧНИКИ
ПИТАНИЯ
За гранью общепринятых понятий... ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ ЭЛЕКТРОТЕХНИКА
Измерения и измерительные приборы ИЗМЕРИТЕЛЬНЫЕ ПРИБОРЫ
Технология, монтаж, узлы различных устройств КОНСТРУИРОВАНИЕ И РАДИОЛЮБИТЕЛЬСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ
Автоматика, телемеханика, цифровая техника АВТОМАТИКА, ТЕЛЕМЕХАНИКА, ЦИФРОВАЯ ТЕХНИКА




 
 

РЕМОНТ ГЕНЕРАТОРНЫХ УСТАНОВОК

Ремонт вентильных генераторов. Генератор, снятый с автомобиля, подвергают наружному осмотру. Если наружная поверхность генератора имеет значительные повреждения, например, трещины на крышках или при вращении его ротора рукой ощущаются заедания, то генератор ремонтируют. Если же наружный осмотр не выявил дефектов, то следует проверить генератор на стенде. Эта проверка описана ранее (см. рис. 1). Проверка производится на соответствие параметров генератора данным, представленным в табл. 3.

Генератор приводится во вращение на холостом ходу с выключенным выключателем SA2 и включенным выключателем SA1, подающим ток подпитки с аккумуляторной батареи на обмотку возбуждения генератора. Ток в генераторе должен возбудиться. Напряжение на нем должно возрасти выше напряжения аккумуляторной батареи. Если этого не произойдет, то следует увеличить частоту вращения. В случае, если ток в генераторе так и не возбудился, следует снять его со стенда. После этого снимается щеткодержатель и проверяются его состояние, состояние щеток и контактных колец. Если неисправностей при проверке не выявлено, то следует установить на него заведомо исправный регулятор напряжения и повторить проверку на стенде. Если ток в генераторе возбудился, то причина отказа — неисправный регулятор напряжения.

В случае возбуждения тока, генератор исследуется на соответствие параметров данным табл. 3 в холодном состоянии в двух режимах: с нагрузкой и без нагрузки. Если частота вращения в обоих исследуемых режимах меньше или равна указанной в табл. 3, то генератор исправен.

В случае, если возбудить ток в генераторе так и не удалось или если частота вращения вала генератора без нагрузки или под нагрузкой не соответствует требованиям, генератор следует отправить в ремонт. Перед ремонтом генератор моют, просушивают в электрическом сушильном шкафу при температуре 90—100 °С в течение 3—4 ч. Генератор разбирают, после разборки отдельные детали моют вторично и просушивают.

Ремонт обмоток статора и ротора. Если при осмотре обмоток статора и ротора генератора выявится повреждение наружной изоляции или изоляции выводов, то она подлежит замене. При наличии почернения или растрескивания эмалевой изоляции обмоточных проводов проводят перемотку обмотки или замену узла с поврежденной обмоткой. Если внешний осмотр не дал отрицательного результата, то следует провести специальным оборудованием проверку обмоток на обрыв, межвитковые замыкания и замыкания на массу. В случае отсутствия специального для этого оборудования проверку производят упрощенным методом. Так, на рис. 5 показана схема проверки обмотки статора и ротора на обрыв. Если обрыва нет, то сигнальная лампа горит.

Схема проверки обмоток статора и ротора на обрыв.

Рис. 5. Схема проверки обмотки статора и ротора на обрыв.

Проверку замыкания обмоток на массу производят с помощью контрольной лампы на 220 В (рис.6). Если замыкание на массу отсутствует, то сигнальная лампа не горит.

Межвитковые замыкания в обмотках выявляют методом, изложенным ранее (рис. 3).

В случае обнаружения неисправности обмотки желательно устранить ее наиболее простым путем.

Так, в случае обнаружения обрыва в обмотке возбуждения, следует внимательно проверить подпайку выводов этой обмотки к контактным кольцам. Проверку следует осуществить иголкой, шевеля выводы обмотки в месте их подпайки. Если выводы отпаяны, то их следует вновь подпаять.

В случае, если пайка выводов надежна, то следует проверить целостность обмотки и ее выводов, проткнув иголкой как можно ближе к катушке возбуждения изоляцию одного из выводов обмотки. Для этого вывода определяется сопротивление замкнутой электрической цепи между иголкой и обоими контактными кольцами.

Схема проверки замыкания обмоток на массу.

Рис. 6. Схема проверки обмотки статора и ротора на замыкание с корпусом.

Если в результате измерений сопротивление между одним из колец и иголкой близко к сопротивлению обмотки возбуждения, а между другим кольцом и иголкой — бесконечно, то имеется разрыв в выводе, изоляция которого проткнута иголкой. Если же одно из сопротивлений близко к нулю, а другое бесконечно, то это свидетельствует, что обрыв имеется либо во втором выводе, либо в самой катушке возбуждения. Для проверки целостности второго вывода протыкается иголкой его изоляция и измерения повторяются так же как для первого вывода.

При обнаружении разрыва в выводе следует удалить изоляцию, найти место разрыва и подпаять перемычку из медного провода с сечением большим, чем у выводного провода к месту разрыва.

После этого на вывод наматывают новую (с перекрытием) изоляцию из хлопчатобумажной ленты и пропитывают асфальтовым лаком воздушной сушки № 13 или печной сушки № 458. Изоляцию высушивают и контролируют ее сопротивление мегомметром. Сопротивление изоляции должно быть не менее 0,5 мОм. Можно также устранить замыкание выводов обмотки возбуждения на массу путем устранения поврежденной изоляции с последующей ее намоткой, пропиткой и проверкой, как указано выше.

В случае, если устранить неисправность в обмотке статора или ротора без перемотки не представляется возможным, то следует заменить узел статора или ротора или перемотать неисправную обмотку.

При перемотке обмотки статора следует выбить из пазов статора клинья и поместить статор в печь при температуре 270—300 'С на 8 -10 ч. После охлаждения извлекают обмоточный провод, и статор продувают сжатым воздухом. Изолируют пазы статора электрокартоном или полиэталентерефталатной пленкой, наматывают новую обмотку обмоточным проводом ПЭТ-200, ПЭТД-180, ПЭВ-2, ПЭСВ-3, ПЭТВМ с сечением, указанным в табл. 4.

Схема намотки должна соответствовать схеме снятой со статора обмотки, а число витков в катушке — данным табл. 4. Намотку следует производить секциями. Каждая катушка в секции -наматывается на специальный шаблон. Намотанные катушки укладываются в пазы плотно с числом витков в ряду, аналогичным удаленной обмотке.

После окончания намотки следует забить в пазы клинья, произвести пропитку обмотки лаком МЛ-92 или лаком ГФ-95 с добавлением 15 % смолы К-421-02 или компаундами КП50, ЭД-20. Лак наносят либо путем погружения статора в лак, либо капельным методом, опрыскивая обмотку каплями лака, постоянно вращая статор. После нанесения лака следует подвесить статор, чтобы стекли его излишки. Сушат лак в тепмостате. Так, при использовании компаунда КП50 сушка производится в течение 40 мин при температуре 130+150 'С.

При пропитке обмотки эпоксидным компаундом ЭД-20 сушка осуществляется при комнатной температуре.

Для перемотки обмотки ротора на прессе снимают с вала контактные кольца в сборе с правым и левым полюсными.половинами, катушкой возбуждения, втулкой. Отпаивают обмотку возбуждения от контактных колец. Сматывают с каркаса испорченную обмотку, наматывают новую (диаметр провода и число витков указаны в табл. 4). При намотке каркас должен быть надет на втулку. Очищают полюсные половины и втулку с тем, чтобы зазор между втулкой и полюсными половинами был минимальным. Собирают полюсные половины с катушкой возбуждения так, чтобы расстояние между клювами разной полярности были одинаковыми, и напрессовывают их на вал.

При наличии подчеканки полюсных половин перемотка обмотки возбуждения невозможна, так как снятие полюсных половин с вала посредством мощного пресса приводит к необратимым повреждениям вала. В этом случае при отказе обмотки возбуждения заменяют ротор генератора целиком.

Для обеспечения равномерного зазора между полюсными половинами перед запрессовкой на вал вкладывают калибры, которые после выполнения операции удаляют. Проводят закрепление выводов катушки возбуждения согласно конструкции генератора.

Установку контактных колец производят в такой последовательности. На концы катушки возбуждения надевают изоляционную трубку, укладывают их на вал и напрессовывают первое кольцо. Припаивают к нему один из выводов и запрессовывают второе кольцо. После этого ко второму кольцу припаивают второй вывод обмотки возбуждения. Далее пропитывают и просушивают обмотку возбуждения так же как и обмотку статора.

Ремонт ротора. Ремонт обмотки ротора описан ранее. Другими основными неисправностями ротора являются износы: контактных колец, шеек под подшипники и шпоночной канавки.

Изношенные шейки вала под подшипники восстанавливают следующими методами: накатыванием твердосплавным роликом с последующим шлифованием под номинальный размер, осталиванием с последующим шлифованием, постановкой ремонтных втулок с натягом на предварительно проточенную поверхность шеек вала, с последующим шлифованием наружной поверхности втулок под номинальный размер, постановкой ремонтных втулок на эпоксидном клее, с последующим шлифованием наружной поверхности до номинального размера. Биение шеек вала относительно его оси должно быть не более 0,02 мм. Шероховатость шлифованных посадочных поверхностей составляет 0,16—0,32 мкм.

Изношенную шпоночную канавку заваривают, поверхность обрабатывают под, номинальный размер вала и фрезеруют новую шпоночную канавку номинального размера.

Малый износ контактных колец выводят шлифованием стеклянной шкуркой. Изношенные кольца могут быть проточены до диаметра не менее 29,2 мм. Биение проточенной поверхности не должно превышать 0,08 мм. Поврежденные контактные кольца заменяют новыми.

Ремонт выпрямительных блоков. При ремонте определяются вышедшие из строя диоды (рис. 4), после чего неисправные диоды заменяются исправными. Блоки типа ВБГ ремонтируются путем замены теплоотводов (радиаторов) с вышедшими из строя диодами. Для этого выводы плеча выпрямителя, расположенного в теплоотводе, отпаивают от шин "—" и "+". Болт крепления фазового вывода отворачивается и теплоотвод отделяется от выпрямительного блока.

Установка нового теплоотвода производится в обратной последовательности. Положительный и отрицательный выводы плеча выпрямителя, расположенного в теплоотводе, вставляются соответственно в отверстия шин "+" и "—", подпаиваются к шине. Далее устанавливается болт, являющийся фазным выводом.

Замена диодов выпрямительных блоков типа БПВ осуществляется путем отпайки их от соединительных шин и выпрессовки с помощью ручного пресса.

При запрессовке на ручном прессе нового диода особое внимание следует обратить на то, чтобы полярности диодов, расположенных на одной пластине теплоотвода, были одинаковыми и соответствовали полярности заменяемых диодов.

В диодах применена стеклянная изоляция выводов. Поэтому и запрессовку диодов следует проводить осторожно, усиление следует передавать только через металлический корпус диода, для чего используются специальные пуансоны (рис. 7).

Запрессовка пуансонов

Рис.7. Пуансон для выпрессовки (а) и запрессовки (б) диодов из пластины теплоотвода выпрямительного блока типа БПВ

Запрессовку необходимо проводить плавно, увеличивая усилие пресса; перекоса диодов не должно быть. После запрессовки диоды припаивают к соединительным шинам, не допуская их перегрева. Собранный выпрямительный блок проверяют (рис. 4).

Ремонт крышек. Крышки генераторов могут иметь следующие неисправности: износ отверстий в лапах крепления, посадочных гнезд под подшипники; износ посадочных мест в сопряжении со статором; износ резьб.

Крышку выбраковывают при наличии трещин, проходящих через гнездо подшипника, обломе лапы крепления генератора, сильном повреждении посадочного места в сопряжении со статором.

Ремонт гнезд под подшипники может осуществляться постановкой ремонтных втулок с натягом на предварительно расточенную поверхность отверстия в крышке с последующим шлифованием внутренней поверхности втулки до номинального размера, постановкой ремонтных втулок на эпоксидном клее, также с последующим шлифованием внутренней поверхности.

Ремонт стальных гнезд под подшипники может выполняться шлифованием посадочного места под подшипник с последующим его электролитическим осталиванием до диаметра на 0,1 мм меньшим номинального, для получения номинального размера при последующем шлифовании.

Стальные гнезда под подшипники могут наплавляться, а затем растачиваться на токарном станке под номинальный размер. Это производится холодной электродуговой наплавкой электродами МНЧ-1 диаметром 3 мм на постоянном токе 140-150 А обратной полярности при напряжении 20 В, электродами ЦЧ-4 диаметром 3—4 мм на постоянном токе 120—150 А при том же напряжении. Шероховатость посадочных поверхностей под подшипники должна составлять 0,16—0,32 мкм.

Ремонт отверстий в ушках крепления генератора производится аналогично ремонту гнезд под подшипники.

Состояние резьбы в отверстиях контролируют внешним осмотром и путем завертывания нового винта. Сорванную резьбу восстанавливают путем нарезания резьбы ремонтного размера.

Замена подшипников. Проверку подшипников начинают с внешнего осмотра, выявляя трещины в обоймах, выкрашивание металла, наличие коррозии и т. д. Проверяют легкость вращения, предварительно промыв подшипник 10 %-ным раствором дизельного масла в бензине. Измеряют наружный и внутренний диаметры подшипника, радиальный зазор. При износах больше допустимых подшипники заменяют на аналогичные новые.

С подшипников, пригодных к дальнейшей эксплуатации, аккуратно снимают защитное кольцо, промывают в ванне с дизельным топливом, закладывают 2…3 г смазки ЛЗ-31 и устанавливают защитное кольцо на место.

Сборку генераторов производят в последовательности, обратной разборке. После сборки усилие прижатия щеток к контактным кольцам у генераторов должно соответствовать данным, указанным ранее.

Заключительным этапом ремонта является обкатка генератора на холостом ходу в течение 10—15 мин и испытание на стенде.

<< Назад